Защита от мошенничества: как распознать новые схемы и не стать жертвой обмана

18.07.2024

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минуты
В I квартале 2024 года ущерб от мошенников в России составил более 4,2 млрд рублей, а количество преступлений достигло 294,4 тысячи. За предыдущий год злоумышленники провели 1,17 млн операций без согласия клиентов и похитили у граждан и бизнеса 15,8 млрд рублей. Вернуть деньги получилось далеко не у всех пострадавших.
Чтобы сохранить свои деньги и данные в безопасности, необходимо уметь распознавать схемы мошенников. В статье рассказываем, по каким признакам их можно определить и что делать, чтобы не попасться на очередную «удочку». Новые и наиболее популярные виды мошенничества

Новые и наиболее популярные виды мошенничества

Звонки от родственников и друзей

Телефонное мошенничество — один из самых распространенных способов выманивания денег в России. И несмотря на то, что о новых схемах постоянно предупреждают СМИ и банки, люди все равно теряют огромные суммы, доверяя голосу по ту сторону провода. Это неудивительно: очень сложно не поверить в подлинность звонка, когда слышишь голос мамы, брата или подруги, которые просят срочно перевести деньги на жизненно важную операцию, лечение или другую помощь. На это и рассчитывают телефонные мошенники.
Для подделки голоса используют недорогой онлайн-инструмент на базе ИИ, который анализирует уникальные особенности голоса. Программа может воспроизвести реалистичную речь с учетом пола, возраста и акцента, проанализировав всего 30 секунд реального голоса. Такой фрагмент мошенники легко могут найти в социальных сетях. Затем они получают контакт жертвы и, используя поддельный голос, убеждают перевести деньги.

Как защититься от этого вида мошенничества

  • Задайте вопрос, ответ на который знает только ваш близкий: как зовут домашнего питомца, в каком районе находится школа, какой ваш любимый фильм и т. д. Это поможет убедиться в подлинности звонка.
  • Договоритесь вживую с родными и друзьями использовать кодовую фразу в подозрительных ситуациях. Это поможет быстро распознать мошенничество.
  • Сбросьте звонок и позвоните на номер из своей телефонной книжки, чтобы убедиться, что вам действительно звонил близкий человек.
Мошенники часто представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов. Клиенту говорят, что с его счета кто-то списал крупную сумму и он должен срочно заблокировать карту. Это предлагают сделать сразу, по телефону. От человека требуется одно: назвать логин и пароль от личного кабинета, а также секретный код из СМС для подтверждения финансовой операции. Но назвать эти данные — значит дать все карты в руки преступникам. Они сразу получат доступ к деньгам и смогут сделать перевод на другой счет.

Поддельные QR-коды

С развитием бесконтактных технологий мошенники начали использовать поддельные QR-коды для кражи данных или перенаправления на вредоносные сайты. Эти коды могут размещать в общественных местах, фишинговых сайтах, в электронных письмах или сообщениях.
Например, мошенники могут наклеить свои QR-коды поверх настоящих кодов в ресторанах, кафе, магазинах и других местах. При сканировании вы попадете на поддельный сайт или переведете деньги не на тот счет. Еще одна схема — объявления о социальной выплате с ссылками на сайт, похожий на «Госуслуги». Вы сканируете QR-код, и вас переадресуют в чат, в котором сообщают, что вам положена выплата от государства. А затем выясняют ваши персональные данные для взлома личного кабинета на «Госуслугах» или в онлайн-банках и списывают деньги со счетов.

Как защититься от этого вида мошенничества

  • Используйте динамические QR-коды, которые создаются специально под вашу транзакцию. Сканируя такой код, вы сможете проверить сумму платежа, реквизиты получателя и детали своего заказа. Вся информация появится в мобильном приложении банка, через которое вы будете проводить операцию.
  • Проявляйте осторожность при сканировании бумажных QR-кодов. Лучше уточните у сотрудников, действителен ли код, и куда он направляет. Также убедитесь, что код не наклеен поверх другого.
  • Обращайте внимание на протокол безопасности сайта. Фишинговые сайты часто используют незащищенное соединение или поддельные сертификаты безопасности. Для проверки посмотрите на адресную строку: если там написано HTTPS, а рядом иконка замка, значит, соединение безопасно.
В крайнем случае можно отказаться от оплаты товаров или услуг по QR-коду. Торговые точки должны давать клиентам выбор расплачиваться наиболее удобным способом: наличными, по карте или переводом по QR-коду. Навязывание того или иного способа запрещено. Если продавец настаивает на оплате через перевод, всегда можно написать заявление в Роспотребнадзор или даже подать иск в суд о нарушении прав потребителей.

Поддельные налоговые декларации

После новостей о налоговой реформе появились новые схемы, связанные с налоговыми декларациями. Мошенники отправляют фальшивые уведомления о необходимости заполнить налоговую декларацию и просят перейти по ссылке для ввода личных данных и банковских реквизитов. Это может привести к списыванию денег с банковских счетов и краже личных данных для других мошеннических целей.
То же касается налоговых вычетов. Мошенники могут прислать письмо и сообщить, что вам готовы сейчас же вернуть НДФЛ за покупку лекарств или за платные медицинские услуги. От вас требуется лишь заполнить форму и указать данные от личного кабинета на сайте банка.
Помните, что настоящая налоговая служба не отправляет такие уведомления по электронной почте и не требует вводить конфиденциальные данные онлайн. Вместо того чтобы вернуть часть потраченных средств, вы можете потерять все деньги со счета.

Как защититься от этого вида мошенничества

Для проверки статуса налоговых обязательств и для того чтобы вернуть НДФЛ, всегда используйте официальный портал ФНС и приложение Мой налог или обращайтесь напрямую в налоговую службу по официальным телефонам. Также вы имеете право лично прийти в налоговую и попросить проверить наличие долгов по налогам. В большинстве случаев ответ дают прямо в день обращения.
Также помните, что если у вас есть доходы с продажи или сдачи в аренду жилья, выигрыши в лотереях, дивиденды по акциям иностранных компаний или другие источники дохода, то вам нужно каждый год самостоятельно подавать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ на доходы за прошлый год. Последний день сдачи декларации за 2024 год — 30 апреля 2025 года.

Выдача кредитов по старой сим-карте

Если клиент не использует сим-карту больше 90 дней, оператор может разорвать с ним договор и вернуть мобильный номер в продажу. Этим пользуются мошенники, подбирая номера телефонов в цифровых сервисах. Затем они приобретают нужные сим-карты и пытаются взломать личные кабинеты. Пароль от личного кабинета мошенники получают через одноразовый код, который приходит по номеру телефона.
Получив доступ к личному кабинету клиента на сайте банка, мошенники могут действовать от вашего имени и управлять средствами.
Даже если на вашем счету нет денег и вы давно не пользуетесь услугами банка или микрофинансовой организации, злоумышленники всё равно могут взять кредит или оформить виртуальную кредитную карту. Иногда жертвы мошенников даже не знают о том, что на них оформили кредиты или с их счетов списываются деньги, так как одобрение происходит старой сим-карте, а уведомления на новый номер телефона не приходят.

Как защититься от этого вида мошенничества

Подключите двухфакторную аутентификацию во всех сервисах, в которых у вас привязаны банковские карты. Также стоит подключить оповещение о входе на «Госуслуги», чтобы вам мгновенно приходило письмо на email и вы сразу узнали о постороннем входе, предупредили службу поддержки и сменили пароль от личного кабинета. И не забывайте отвязывать номера телефонов, которыми вы уже не пользуетесь, от приложений и сервисов, у которых есть доступ к вашим финансам и личным данным. Это крайне важно.
Несколько раз в год заказывайте в разных БКИ проверку кредитной истории. Если мошенники взяли кредит, вы узнаете об этом из финансового досье и сможете быстро подать претензию в банк.

Как распознать мошенников

Есть общие критерии, по которым можно отличить злоумышленников, какие бы схемы они не придумали:
  • Неожиданные вызовы от банков, госведомств и других организаций. Учреждения редко инициируют контакт без вашего запроса. Если вы получаете такой звонок, лучше положить трубку и перезвонить в ведомство по официальному номеру.
  • Срочность и давление. Мошенники часто пытаются создать у жертвы ощущение неотложности, чтобы она не успела подумать и проверить информацию. В ход идут самые разные способы социальной инженерии. Если вы чувствуете, что на вас давят, угрожают, ставят ультимативные условия, — смело прерывайте общение. Это точно мошенники. Попробуйте заблокировать номер, с которого поступил звонок. В большинстве случаев вам сразу перезвонят с другого телефона и еще отчитают за то, что отказываетесь разговаривать.
  • Слишком выгодные предложения. Если вам внезапно и без причин предлагают чересчур низкие ставки по кредитам от банка, щедрые призы, выплаты, гранты или легкие способы приумножить сбережения в разы, скорее всего, это обман. При этом вас будут навязчиво убеждать в том, что предложение скоро закончится и вы многое потеряете, если не согласитесь на него.
  • Запрос личных и банковских данных. Ни одна организация или человек не в праве требовать от вас эти данные. Под каким бы предлогом их не пытались выманить — никогда не сообщайте персональные данные, номера карт или одноразовые пароли из СМС для подтверждения финансовых операций.
Помните, что сотрудники ВТБ:
  • Никогда не звонят с просьбой предоставить персональные данные, номера карт, одноразовые пароли из СМС для подтверждения финансовых операций.
  • Не требуют коды из СМС для отмены якобы совершенных «мошеннических операций».
  • Не предлагают перевести деньги на «безопасные» счета или установить программы для удаленного доступа и управления компьютером, такие как TeamViewer, AnyDesk, RMS, RDP, Radmin, Ammyy Admin, AeroAdmin.
Служба поддержки клиентов работает в круглосуточном режиме. В любой непонятной ситуации звоните в банк и просите разобраться. Чем раньше это сделать, тем выше шансы сохранить деньги.

Что делать, если вы столкнулись с мошенниками

Если вы получили подозрительное письмо, звонок от лица сотрудника банка или обнаружили операцию, которую вы не совершали, а также в случае, когда доступ к вашему компьютеру, смартфону или USB-токену могли получить посторонние лица, следуйте этой инструкции:
  • Немедленно обратитесь в справочно-информационную службу банка или микрокредитной организации. Звонки по России обычно бесплатные. Если там подтвердят, что мошенники взломали карты или взяли на вас кредит, обращайтесь в правоохранительные органы.
  • В этот же день подайте заявление о мошенничестве в полицию. Приложите всю информацию, которая может быть полезна во время расследования: дату оформления кредита или списания денег, подозрительные звонки, сообщения и письма, которые поступали вам в последнее время.
  • Направьте в банк или МКО официальную претензию о списании средств. Здесь тоже понадобится вся подробная информация о мошенничестве: выписки с ваших счетов, дата взлома или оформления кредита, данные о потенциальных злоумышленниках, если вы подозреваете в незаконной операции кого-то конкретного.
Если вы сами перевели деньги на карту мошенникам, то банк в большинстве случаев бессилен: автоматически вернуть финансы на счет не получится. Поиском преступников займутся правоохранительные органы, а затем дело будет передано в суд.

Защита от мошенников: чек-лист

  • Не сообщайте личные данные. Никогда не передавайте по телефону или через интернет свои пароли, PIN-коды из СМС, CVV-код карты. Не держите в кошельке ПИН-код от карты и тем более не пишите секретный пароль на поверхности пластика.
  • Регулярно проверяйте счета. Следите за всеми операциями в онлайн-банке: контролируйте списания и начисления денег. Если заметили что-то подозрительное, сразу сообщите в банк.
  • Обновляйте программное обеспечение. Убедитесь, что все ваши устройства защищены последними обновлениями безопасности.
  • Используйте антивирусное ПО, которое поможет уменьшить вероятность попадания на смартфоны и компьютеры вредоносных программ, предназначенных для перехвата приходящих от банка СМС-сообщений, кражи персональных данных и авторизационных данных карты. Современные программные средства обеспечивают высокий уровень безопасности.
  • Остерегайтесь подозрительных сообщений и ссылок. Не переходите по ссылкам из непроверенных источников и не скачивайте файлы от незнакомцев.
  • Установите двухфакторную аутентификацию в онлайн-банках, соцсетях, мессенджерах и почте. Это не позволит мошенникам взламывать ваши учетные записи и проводить операции с деньгами от вашего имени.
  • Используйте сложные пароли. Убедитесь, что они содержат буквы, цифры и специальные символы. Не используйте одинаковые пароли для разных учетных записей — иначе, взломав один аккаунт, мошенники получат доступ и к остальным. Если вы подозреваете, что кто-то узнал ваш пароль, немедленно смените его.
  • Будьте осторожны в соцсетях. Не публикуйте слишком много личной информации, так как она может быть использована мошенниками.
  • При смене номера телефона или иных персональных данных обязательно сообщите об этом во все цифровые государственные сервисы и банки (напишите заявление и отправьте по обычной или электронной почте).
Если вы потеряли карту, ее нужно заблокировать в тот же день. При этом у вас останется право пользоваться деньгами: они сохранятся на счете. Бывает, что потерянную карту нашел посторонний и потратил все средства. В этом случае придется писать заявление в полицию и разбираться через суд. Правоохранительные органы должны завести дело о незаконном обогащении: никто не имеет права тратить чужие деньги, даже если они находятся в свободном доступе.
Пользуйтесь услугами надежных банков и следуйте нашим советам, чтобы не стать жертвой мошенников. Помните: защитить деньги легче, чем вернуть, если их похитят с карты.
Оформите карту для жизни прямо сейчас