Пользователь может запросить отмену перевода по разным причинам: передумал, ошибся в реквизитах или не получил за перечисленную сумму ожидаемый товар. Разберем каждую ситуацию подробно.
Ошибочный перевод по несуществующим реквизитам
Если вы перевели деньги на несуществующий счет или банковскую карту, то средства вернутся обратно автоматически. После списания суммы транзакция «зависнет» из-за неопределенности с получателем. Потребуется некоторое время, чтобы банк разобрался в ситуации и вернул деньги отправителю. Срок возврата ошибочного перевода зависит от правил финансовой организации.
Возврат перевода за товары или услуги
Вы перевели деньги продавцу или исполнителю услуги, но не получили оплаченный товар или услугу? В таких случаях можно оспорить транзакцию и запросить чарджбэк. В переводе с английского chargeback означает «возврат платежа». Решение по чарджбэку принимает банк. Финансовая организация изучает обстоятельства списания, запрашивает документы (договоры, чеки, квитанции). Хорошо, если сохранилась переписка со второй стороной. Вероятность одобрения процедуры повышается.
Для каких ситуаций подходит чарджбэк:
вы заплатили, а товар не прислали или услугу не оказали,
оплаченный заказ пришел не полностью,
оплату списали дважды за один товар или услугу,
со счета списали сумму за продукцию, которую вы не заказывали,
продавец прислал не ту позицию,
продавец отказывает в возврате денег за товар, не устроивший покупателя по качеству (если возврат предусмотрен
законом),
со счета списали сумму, превышающую стоимость товара или услуги.
Чарджбэк оформляют в тех случаях, когда покупателю и продавцу не удается договориться в мирном порядке. Покупатель обращается в свой банк, пишет заявление на возврат перевода, прикладывает документы, подтверждающие оплату. Банк рассматривает заявку, разбирает детали, связывается с банком продавца. Через некоторое время принимается решение. Если банк встанет на сторону покупателя, то деньги вернутся на счет. Банк отказал в возврате средств? Дальше придется действовать в судебном порядке.
Обратите внимание: чарджбэк возможен, только когда в качестве продавца или исполнителя выступает юрлицо или ИП.
Возврат ошибочного перевода на карту постороннего человека
Чтобы перевести деньги на другую банковскую карту, достаточно открыть мобильное приложение и указать реквизиты пластика или номер телефона. Но всего одна ошибка в цифрах — и средства переведутся другому человеку. Отменить такую транзакцию через банк не получится: финансовые организации не имеют права возвращать отправленные деньги. Попытайтесь связаться с получателем: позвоните или напишите на тот номер, по которому отправили средства. Объясните ситуацию и попросите вернуть сумму на тот же номер, с которого она поступила.
Получатель не отвечает или отказывается возвращать деньги? Обратитесь в банк получателя. Опишите ситуацию, прикрепите чек или квитанцию, подтверждающую ошибочный перевод. Но на автоматическую отмену транзакции не рассчитывайте: у финансовой организации нет таких полномочий. Банк только изучит запрос и направит своему клиенту уведомление с предложением вернуть деньги отправителю. Получатель снова игнорирует письмо? Банк в этом случае бессилен. Не пытайтесь узнать данные получателя: имя, адрес, место работы. Финансовая организация не имеет права разглашать конфиденциальную информацию о клиентах.
Вернуть ошибочно переведенные деньги поможет суд. Запросите в банке получателя официальный ответ, подайте судебный иск, прикрепите документы. Дождитесь рассмотрения дела. Деньги, полученные безосновательно, считаются незаконным обогащением, поэтому получателя обяжут вернуть средства отправителю. Кроме изначально переведенной суммы, вы можете запросить у второй стороны процент за пользование деньгами.