Как телефонные мошенники обманывают пожилых людей

20.11.2024

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минут
Мошенники сегодня используют настолько изощренные методы, что могут ввести в заблуждение любого человека. Но особенно часто на их уловки попадаются пожилые люди — наиболее уязвимая и доверчивая категория населения. Аферисты пользуются их наивностью и придумывают схемы, которые рассчитаны именно на старшее поколение. Какие способы обмана телефонных мошенников существуют и как защитить пенсионеров от злоумышленников?

Как работает схема обмана пенсионеров

Для обманщиков пожилые люди становятся основной мишенью по нескольким причинам. Как правило, люди в возрасте наивны и впечатлительны — их легко уговорить и запугать. Нередко пенсионеры одиноки и открыты к общению, они быстро теряют бдительность и плохо разбираются в современных технологиях. Такие люди часто делают накопления на черный день, экономят на всем и откладывают наличные или хранят деньги на карте.
Мошенники могут использовать разные методики, чтобы добиться цели — завладеть чужими деньгами. Они могут действовать при личном общении или дистанционно — по телефону, через интернет, недобросовестную рекламу. В последние годы особенно распространенными становятся случаи обмана пожилых людей в телефонных разговорах.
По информации пресс-службы ВТБ, аферисты чаще всего используют три сценария обмана пенсионеров по телефону: ложный перерасчет пенсии, скидки на коммунальные услуги, оформление полиса ОМС. В первом случае злоумышленники звонят пожилому человеку от лица Социального фонда и сообщают о положенной надбавке к пенсии. Либо сообщают, что пенсионный стаж рассчитан ошибочно, поэтому размер пенсии, меньше, чем положено. Они предлагают сделать перерасчет дистанционно — назвать личные данные, установить приложения, сказать код из СМС. Таким способом мошенники получают доступ к аккаунту пенсионера на Госуслугах или мобильному приложению банка, оформляют на него кредит или списывают деньги со счета.
Также мошенники могут позвонить пожилым людям и сообщить о необходимости срочно продлить полис ОМС. Для этого жертвам предлагают скачать поддельное приложение. При входе в него вредоносная программа взламывает устройство, и злоумышленники получают доступ к личным данным пенсионера. Также аферисты могут рассказать о скидках на ЖКХ для людей преклонного возраста и предложить оформить льготу — для этого они запрашивают персональные данные, код из СМС.

Какие еще уловки используют мошенники

Не менее распространены схемы обмана от лица банка. В этом случае мошенники звонят пенсионерам и представляются банковскими работниками. Для придания убедительности разговору аферисты называют собеседника по имени и отчеству. В разговоре они сообщают о выявлении подозрительных операций по карте клиента и предлагают защитить денежные средства от злоумышленников.
Пожилые люди в ходе беседы могут начать нервничать. Чтобы сберечь деньги, они следуют инструкции аферистов: называют номер карты банка, срок действия, защитный код на обороте. После получения такой информации мошенники списывают средства с карты по-настоящему. Вернуть похищенную сумму в этом случае будет практически невозможно — жертва сама назвала персональные данные.
Вариацией такого обмана становится сообщение о блокировке карты. Представившись сотрудниками банка, злоумышленники могут предложить пенсионеру разблокировать карту. Для этого им понадобится номер карты и CVV или СVC-код. Аферисты переводят деньги на якобы безопасный счет и просят подтвердить операцию кодом из СМС.
Допускать каких-либо действий со своей картой клиентам банка нельзя — сотрудники финансово-кредитного учреждения никогда не будут запрашивать личные данные пользователя, включая CVV-код. Им не нужны персональные данные для идентификации собеседника. Также банк не будет предлагать клиентам переводить деньги на другие счета.
Классической схемой обмана становится «развод» под предлогом срочной помощи близким. Пожилому человеку могут сообщить, что его ребенок или внук стал виновником ДТП. Чтобы помочь ему избежать судебных разбирательств, нужно перечислить деньги по названным реквизитам.

Как защитить пожилых родственников от мошенников

Чтобы защитить пожилых родственников от мошенничества по телефону, нужно регулярно напоминать им о существовании схем дистанционного обмана. При поступлении подозрительных звонков с заявлениями о блокировке карты или сомнительных операциях пенсионеру нужно сначала связаться со службой поддержки банка, чтобы убедиться, что карта не заблокирована.
Нельзя сообщать персональные данные кому-либо, даже если звонят якобы из Пенсионного фонда. Злоумышленники могут использовать номера телефонов, похожие на телефоны горячей линии Социального фонда или других государственных ведомств. А если аферисты предлагают перечислить им деньги, чтобы помочь родственнику избежать наказания за совершение ДТП или другое преступление, нужно сначала связаться с членом семьи и выяснить ситуацию.
Можно настроить переадресацию СМС на свой телефон, чтобы получать подтверждения операций по карте. Так можно будет успеть среагировать на попытки злоумышленников списать деньги со счета. На телефон пенсионера также стоит установить мобильное приложение банка, чтобы можно было в любое время отследить транзакции и убедиться, что деньги не пропали.
Пенсионеры также могут оформить карту от ВТБ с бесплатной страховкой от мошенников. Кроме того, если перевести пенсию на эту карту, банк будет начислять кешбэк рублями до 15% по выбранным категориям и 7% годовых на остаток по счету.
Рекомендуем

Карта ВТБ для пенсионеров

  • Бесплатный выпуск и обслуживание
  • Оплата ЖКУ без комиссии
  • Защита от мошенников
Оформите дебетовую карту от ВТБ
Оформите дебетовую карту от ВТБ

Что делать, если пенсионера обманули мошенники

Мошенники могут обмануть даже склонных к подозрительности пожилых людей. Как только станет известно, что родственник пострадал от действий аферистов, нужно обратиться в правоохранительные органы. Полиции необходимо сообщить, что именно произошло, представить подтверждающие слова доказательства. Например, банковские выписки, распечатки звонков.
Чем быстрее семья заявит о мошенничестве, тем выше шансы выйти на преступников по горячим следам. После возбуждения уголовного дела можно обратиться в суд с иском с требованием возместить денежные потери. Если суд признает злоумышленников виновными, то пенсионер может рассчитывать на компенсацию ущерба.
Если мошенничество было связано с банковской картой, нужно связаться с финансово-кредитной организацией и сообщить о попытках аферистов украсть деньги со счета. Если мошенникам все же удалось выполнить задуманное, можно написать заявление о несогласии с операцией. Однако деньги вернут только в том случае, если владелец карты соблюдал правила безопасности и не называл собеседникам персональные данные, не переводил средства на чужую карту самостоятельно.

Выводы

Сегодня мошенники все чаще прибегают к разным уловкам для обмана пенсионеров. Они используют десятки видов схем, чтобы войти в доверие к пожилым людям и отнять у них деньги. Например, звонят от имени банка и предлагают отключить блокировку карты. После получения персональных данных и защитного кода с оборота карты средства со счета списывают.
Чтобы пожилые люди не стали жертвами телефонного мошенничества, нужно регулярно проводить с пенсионерами профилактические беседы. Стоит избегать хранения крупных сумм на карте или подключить страховку от действий мошенников, страховой лимит составляет 100 тысяч рублей. При оформлении карты ВТБ она будет доступна получателям пенсии бесплатно. Важно научить пожилых членов семьи не делиться персональными данными по телефону, даже если собеседник представляется сотрудником Социального фонда.
Если избежать обмана не удалось, нужно как можно быстрее обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве. Если аферисты списали деньги с карты, необходимо также уведомить об этом банк. Можно написать заявление об отмене операции, если владелец счета не переводил деньги злоумышленникам самостоятельно, не раскрывал персональные данные. А после возбуждения уголовного дела нужно обращаться с иском в суд, чтобы потребовать компенсацию за ущерб.

Как перевести пенсию на карту ВТБ

Обязательная регистрация на портале «Госуслуги»

Для перевода пенсии из другого банка необходимо зарегистрироваться и подтвердить учетную запись на портале «Госуслуги».
Подтвердить учетную запись можно в ВТБ Онлайн или в любом отделении ВТБ
Изображение
Изображение
1
Оформите карту ВТБ для пенсионеров
Выберите удобный способ:
  • заполните онлайн-заявку на выпуск карты
  • обратитесь в любое отделение ВТБ. Возьмите с собой паспорт и СНИЛС
1
Оформите карту ВТБ для пенсионеров
Выберите удобный способ:
  • заполните онлайн-заявку на выпуск карты
  • обратитесь в любое отделение ВТБ. Возьмите с собой паспорт и СНИЛС
2
Переведите пенсию на карту ВТБ
Выберите удобный способ:
  • при заполнении онлайн-заявки на выпуск карты отметьте согласие на перевод пенсии
  • обратитесь в любое отделение ВТБ. Возьмите с собой паспорт и СНИЛС
2
Переведите пенсию на карту ВТБ
Выберите удобный способ:
  • при заполнении онлайн-заявки на выпуск карты отметьте согласие на перевод пенсии
  • обратитесь в любое отделение ВТБ. Возьмите с собой паспорт и СНИЛС
3
Подтвердите согласие на перевод пенсии
После подачи заявления вам придет СМС от портала «Госуслуги. Ответным сообщением в течение 3 дней подтвердите согласие на перевод пенсии
3
Подтвердите согласие на перевод пенсии
После подачи заявления вам придет СМС от портала «Госуслуги. Ответным сообщением в течение 3 дней подтвердите согласие на перевод пенсии

Если у вас уже есть карта ВТБ «Мир» или карта жителя ВТБ

Переведите пенсию на нее любым удобным способом:
  • по телефону горячей линии банка: 8 800 100 24 24 или 1000 с мобильного телефона (звонок по России бесплатный)
  • заполните онлайн-заявку на выезд сотрудника банка, который оформит перевод пенсии прямо у вас дома
  • в ВТБ Онлайн: в разделе «Услуги» выберите «Пенсионные сервисы»
  • в любом отделении ВТБ. Возьмите с собой паспорт и СНИЛС
Для перевода пенсии необходимо наличие подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги».
Изображение
Изображение