Здесь играет роль то, как именно была совершена покупка – онлайн или офлайн. Перечисленные выше нюансы относятся к любым безналичным операциям. Но с технической стороны различия все же будут.
Торговый эквайринг
Возмещение по торговому эквайрингу осуществляется через тот же POS-терминал, где была совершена покупка. Если мы говорим о магазине с несколькими кассами и в нем не установлена специализированная возвратная касса, то оформлять возврат нужно именно на той кассе, где прошла транзакция.
В этой ситуации может быть два сценария.
Отмена операции
Ее можно сделать, если кассовая смена еще не закрыта. Например, когда покупатель оплатил продукты но они оказались просроченными или испорченными, и возврат клиент делает в тот же день.
В этом случае:
На терминале нажимается F (или другая кнопка, ответственная за выход в меню операций).
В меню выбирается «Отмена операции по номеру».
Вводится номер чека, нажимается зеленая кнопка (или кнопка «ОК», все зависит от конкретной модели POS-терминала).
Если все сделано правильно, на экране появится полная информация о платеже – дата, сумма, данные карты.
Нужно нажать на зеленую кнопку и подтвердить отмену операции.
Дальше аппарат выдаст два чека – один отдается покупателю (его необходимо сохранить до момента поступления денежных средств), второй остается у продавца или кассира для отчетности.
Возврат товара
Возмещение по торговому эквайрингу, если смена уже была закрыта, и похожа, и отличается от отмены операции, описанной выше.
Если покупатель решил вернуть товар и забрать деньги через день или два (но в течение 14 дней с момента покупки), нужно следовать алгоритму:
Выходите в меню операций (клавиша F или аналогичная на вашем терминале).
В меню выбираете «Возврат товара».
Вставляете карту покупателя (строго ту, с которой происходил расчет) в терминал.
Посмотрите внимательно на информацию на экране – там укажут номер карты и срок действия.
Если все верно и все совпало – нажимаете зеленую кнопку.
Нужно ввести сумму, которую вы хотите вернуть клиенту.
Опять нажимаете на зеленую кнопку.
Если вы сделали все правильно, терминал тут же распечатает чек для продавца, при повторном нажатии он распечатает копию чека для покупателя.
Дальше понадобится верифицировать покупателя по подписи – если на чеке и карте они совпадают, нажимаете опять зеленую клавишу.
Запрос на возврат «улетел» в банк, в течение нескольких дней сумма поступит на счет покупателя.
Если вы не понимаете, как провести операции на конкретно вашем терминале – обратитесь к инструкции. Если в ней написано не очень понятно или она, например, утеряна – нужно обращаться в техподдержку вашего банка.
Например, при использовании эквайринга ВТБ вы получаете круглосуточную и оперативную техподдержку, специалисты которой ответят в течение пяти минут и расскажут, как и что нужно делать в различных ситуациях.
Интернет-эквайринг
Как и в торговом эквайринге, здесь тоже есть два варианта развития событий.
Если кассовая смена еще не закрыта
Тогда можно провести отмену покупки, как и в случае с обычным торговым эквайрингом.
Как именно это сделать – зависит от ПО, которое вы используете. Традиционно к нему прилагается довольно объемная инструкция, в которой будет указана строгая очередность действий.
Если кассовая смена уже закрыта
Тогда нужно будет оформлять не отмену покупки, а полноценный возврат (все, как и в случае с торговым эквайрингом).
Возможность вернуть средства покупателю отображаются в административной консоли интернет-кассы. Конкретные пошаговые инструкции возмещения средств по договору эквайринга должны быть отражены в инструкции к ПО.
Важный нюанс, который отличает возврат средств в интернет-эквайринге от торгового – покупателю при отмене операции и возврате средств необязательно предъявлять паспорт. Его верифицирует вход в личный кабинет.