Как сделать возврат по эквайрингу? Пошаговая инструкция

Статья обновлена 17.04.2024

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минут
В бизнесе бывают разные ситуации. Например, клиент купил товар, а потом обнаружил технические изъяны, или приобрел ненужную вещь, или просто передумал пользоваться вашими услугами. К сожалению, такие ситуации встречаются часто. И если с возвратом наличных денег проблем обычно не возникает, то как правильно сделать возврат по эквайрингу? Расскажем в статье.

Что такое эквайринг?

Если коротко, это процесс оплаты товаров или услуг банковской картой с использованием различных сервисов и терминалов.
В процессе эквайринга участвуют четыре стороны:
  • покупатель;
  • банк-эмитент платёжной карты покупателя;
  • продавец;
  • банк-эквайер продавца.
Покупатель решает приобрести услугу или товар и расплатиться банковской картой. Продавец предоставляет ему эту техническую возможность – то есть форму заказа в интернете или POS-терминал в оффлайн-точке.
Продавец указывает сумму транзакции, покупатель прикладывает/вставляет/проводит карту/смартфон/умные часы. Запрос на списание средств поступает в банк покупателя. Там карта проходит проверку: не заблокирована ли они, не истек ли срок действия и хватает ли средств на счету покупателя для совершения транзакции.
Если все хорошо – сумма на счету покупателя блокируется, на терминал отправляется уведомление. В этот момент продавец формирует чек и отдает покупателю.
В это время банк покупателя отправляет данные о переводе в процессинговый центр банка продавца. Центр обрабатывает информацию о продавце и в течение трех дней деньги (за вычетом банковской комиссии за эквайринг) поступают на его счет.

Виды эквайринга

Процесс возврата будет зависеть от вида эквайринга, который использовали покупатель и продавец:
  • Торговый эквайринг – есть офлайн-точка: магазин, павильон, салон. В нем есть POS-терминал, подключенный к кассе. Покупатель рассчитывается «на месте» за товар или услугу и получает чек.
  • Мобильный эквайринг – покупателю доставляют какой-либо товар. У курьера с собой есть мобильный терминал, расчет происходит в месте совершения сделки, будь то рабочее место или дом покупателя.
  • Интернет-эквайринг – покупатель совершает сделку онлайн, например, покупает технику в интернет-магазине или на маркетплейсе. В этом случае бумажных чеков нет, на замену им пришли электронные. Именно они в случае необходимости станут основанием для возврата средств за покупку.
Теперь ответим на вопрос: как сделать возврат через эквайринг.

Возврат оплаты по эквайрингу: важные нюансы

В процессе возврата по эквайрингу участвуют те же четыре стороны, что и в оплате:
  • покупатель,
  • продавец,
  • банк-эквайер продавца,
  • банк-эмитент платёжной карты покупателя.
Возврат всегда делается на карту, с которой оплатили товар или услугу, будь то кредитная или дебетовая карта. В случае с кредитной картой банк возместит не только сумму оплаты, но и проценты по кредиту.
Для возмещения средств по операции эквайринга покупатель должен предоставить продавцу:
  • карту, которой он оплатил услугу/товар;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность;
  • чек.
Кстати, обратите внимание – сейчас наличие чека не является обязательным требованием для осуществления возврата. Так как все переводы фиксируются в ФНС, восстановить чек не составит труда.
Обратиться за возвратом денег за бракованный товар покупатель имеет право в течение 14 дней после совершения покупки по эквайрингу.

Сколько занимает возврат денег покупателю при эквайринге?

Срок зачисления средств определяет банк-эмитент, исходя из своих возможностей, со своей стороны банк-эквайер отправит денежные средства сразу – в день совершения операции.
Именно он осуществляет расчеты и переводит деньги покупателю. Согласно правилам платёжных систем и по закону, средства могут возвращаться в срок до 30 дней (об этом лучше сказать покупателю), но фактически банк старается сделать все как можно раньше. Чаще всего возврат происходит «день в день».
Происходит это так:
  • Банк рассматривает заявку на возврат средств.
  • Как только заявка одобряется, происходит списание суммы с расчетного счета продавца или из возмещения по операциям оплаты, прошедшим в торговой точке продавца, и зачисление на карту покупателя.
  • Если банк принял отрицательное решение по возврату, покупатель будет об этом оповещен.

Инструкция по возврату средств

Здесь играет роль то, как именно была совершена покупка – онлайн или офлайн. Перечисленные выше нюансы относятся к любым безналичным операциям. Но с технической стороны различия все же будут.

Торговый эквайринг

Возмещение по торговому эквайрингу осуществляется через тот же POS-терминал, где была совершена покупка. Если мы говорим о магазине с несколькими кассами и в нем не установлена специализированная возвратная касса, то оформлять возврат нужно именно на той кассе, где прошла транзакция.
В этой ситуации может быть два сценария.

Отмена операции

Ее можно сделать, если кассовая смена еще не закрыта. Например, когда покупатель оплатил продукты но они оказались просроченными или испорченными, и возврат клиент делает в тот же день.
В этом случае:
  • На терминале нажимается F (или другая кнопка, ответственная за выход в меню операций).
  • В меню выбирается «Отмена операции по номеру».
  • Вводится номер чека, нажимается зеленая кнопка (или кнопка «ОК», все зависит от конкретной модели POS-терминала).
  • Если все сделано правильно, на экране появится полная информация о платеже – дата, сумма, данные карты.
  • Нужно нажать на зеленую кнопку и подтвердить отмену операции.
  • Дальше аппарат выдаст два чека – один отдается покупателю (его необходимо сохранить до момента поступления денежных средств), второй остается у продавца или кассира для отчетности.
Рекомендуем

Торговый эквайринг от банка ВТБ

  • Увеличьте доходы своего бизнеса за счет приема безналичных платежей
  • Получайте оплату картами платежных систем МИР, Visa, MasterCard и UPI
Как сделать возврат по эквайрингу? Пошаговая инструкция
Как сделать возврат по эквайрингу? Пошаговая инструкция

Возврат товара

Возмещение по торговому эквайрингу, если смена уже была закрыта, и похожа, и отличается от отмены операции, описанной выше.
Если покупатель решил вернуть товар и забрать деньги через день или два (но в течение 14 дней с момента покупки), нужно следовать алгоритму:
  • Выходите в меню операций (клавиша F или аналогичная на вашем терминале).
  • В меню выбираете «Возврат товара».
  • Вставляете карту покупателя (строго ту, с которой происходил расчет) в терминал.
  • Посмотрите внимательно на информацию на экране – там укажут номер карты и срок действия.
  • Если все верно и все совпало – нажимаете зеленую кнопку.
  • Нужно ввести сумму, которую вы хотите вернуть клиенту.
  • Опять нажимаете на зеленую кнопку.
  • Если вы сделали все правильно, терминал тут же распечатает чек для продавца, при повторном нажатии он распечатает копию чека для покупателя.
  • Дальше понадобится верифицировать покупателя по подписи – если на чеке и карте они совпадают, нажимаете опять зеленую клавишу.
Запрос на возврат «улетел» в банк, в течение нескольких дней сумма поступит на счет покупателя.
Если вы не понимаете, как провести операции на конкретно вашем терминале – обратитесь к инструкции. Если в ней написано не очень понятно или она, например, утеряна – нужно обращаться в техподдержку вашего банка.
Например, при использовании эквайринга ВТБ вы получаете круглосуточную и оперативную техподдержку, специалисты которой ответят в течение пяти минут и расскажут, как и что нужно делать в различных ситуациях.

Интернет-эквайринг

Как и в торговом эквайринге, здесь тоже есть два варианта развития событий.

Если кассовая смена еще не закрыта

Тогда можно провести отмену покупки, как и в случае с обычным торговым эквайрингом.
Как именно это сделать – зависит от ПО, которое вы используете. Традиционно к нему прилагается довольно объемная инструкция, в которой будет указана строгая очередность действий.

Если кассовая смена уже закрыта

Тогда нужно будет оформлять не отмену покупки, а полноценный возврат (все, как и в случае с торговым эквайрингом).
Возможность вернуть средства покупателю отображаются в административной консоли интернет-кассы. Конкретные пошаговые инструкции возмещения средств по договору эквайринга должны быть отражены в инструкции к ПО.
Важный нюанс, который отличает возврат средств в интернет-эквайринге от торгового – покупателю при отмене операции и возврате средств необязательно предъявлять паспорт. Его верифицирует вход в личный кабинет.

Подведем итоги

И в интернет, и в торговом эквайринге важно, закрыта или открыта кассовая смена. Если она открыта – на терминале или в ПО нужно выбрать пункт «отмена покупки». Если закрыта – необходимо будет сделать полный возврат.
Статья опубликована 10.11.2022

Торговый эквайринг за три шага

  • Нет расчетного счета в ВТБ
  • Есть расчетный счет в ВТБ
1
Оставьте заявку
Позвоним, проконсультируем по тарифам эквайринга и условиям открытия расчетного счета
2
Заключите договор
Оформим документы и зафиксируем условия
3
Принимайте платежи
Подготовим, привезем и установим терминал

Оставьте заявку прямо сейчас

Мы проконсультируем вас в ближайшее время
1
Оставьте заявку
Позвоним, проконсультируем и подберем выгодные условия
2
Заключите договор
Оформим документы и зафиксируем условия
3
Принимайте платежи
Подготовим, привезем и установим терминал

Оставьте заявку прямо сейчас

Мы проконсультируем вас в ближайшее время