Как открыть бизнес с нуля

17.11.2022

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 4 минуты
Собственное дело – желание многих людей, стремящихся к свободе управления своим временем и доходом. Начинать что-то новое всегда сложно. В силу недостатка опыта и скромного бюджета на самом первом этапе возникает вопрос: «Как открыть бизнес с нуля?». Предлагаем пошаговую универсальную инструкцию, как действовать, чтобы запустить свое дело и избежать трудностей. Разберем организационные моменты, планирование и некоторые юридические вопросы.

1. Займитесь бизнес-планированием

Первое, что должно быть у предпринимателя – это бизнес-план. Говоря простым языком, бизнес-план – это пошаговое руководство как простую идею превратить в дело всей жизни, приносящее прибыль и доход. Если говорить обобщенно, то под ним понимают стратегию действий компании на определенный период времени.
Бизнес-план нужен, чтобы определить сферу деятельности, бюджет и источники финансирования, понять, сколько получится заработать и за какое время вложения вернутся, оценить текущее состояние рынка и возможные риски. Часто за составлением бизнес-плана начинающие предприниматели обращаются к профильным экспертам, которые могут грамотно оценить идею и разложить на составляющие финансовую модель.
Цель любого бизнеса – заработать, и без правильного бизнес-плана сделать это не получится.

2. Найдите деньги для старта

Кто-то открывает бизнес на собственные сбережения, но есть и другие пути. В качестве источника финансирования можно использовать:
  • Инвестиции
  • Субсидии
  • Кредитные средства
  • Краудфандинг.

Инвесторы

Поиск инвесторов можно организовать через социальные сети, специальные площадки и профильные фонды. Задача предпринимателя – презентовать свой проект, продать его идею. Здесь как раз пригодится бизнес-план. Чтобы рассчитывать на поддержку инвестора, важно продемонстрировать факты. Для обоснования инвестиционной привлекательности нужен сам продукт или его минимально жизнеспособная версия (MVP), статистика, анализ трендов рынка. Даже если продажи еще не начались, подтвердить актуальность товара или услуги можно заявками на покупку. Инвестор вложит деньги только тогда, когда получит достаточно доказательств коммерческой привлекательности идеи. Со стороны инвестора вложения могут быть выражены не только финансами. Если это опытный бизнесмен или человек, погруженный в вашу отрасль, то его рекомендации могут быть очень полезны.

Субсидии

Борьба с безработицей и стимуляция экономического роста – приоритетные направления развития страны. Государство поддерживает малый и средний бизнес разными способами, один из них – субсидирование. Государственные программы отличаются, нужно уточнять условия для конкретного региона. Разница заключается в сумме, которую возможно получить. С 2021 года также можно воспользоваться поддержкой от центра занятости – это называется социальный контракт. Чтобы вам выделили деньги для запуска своего дела по социальному контракту, необходимо сделать следующее:
  • Получить статус безработного и зарегистрироваться в центре занятости. Лучше уточнить до момента регистрации статуса безработного, есть ли в конкретный момент времени средства на поддержку предпринимателей в вашем регионе. Может оказаться так, что их нет и появятся они только через несколько месяцев. Если стать на учет сразу, то в ожидании финансирования придется ходить на собеседования и подтверждать свой статус безработного.
  • Пройти обучение на предпринимательских курсах, по итогам которого предстоит сдать тест. На курсах преподают основы бизнес-планирования и другие важные для будущего предпринимателя дисциплины. После успешно пройденного экзаменационного теста выдадут свидетельство – документ, подтверждающий факт обучения.
  • Разработать бизнес-план и выступить с его защитой перед комиссией экспертов. Лучше готовить бизнес-план своими силами, при необходимости опираясь на советы консультантов. Это поможет «не плавать» в материалах на защите, продемонстрирует вашу заинтересованность и повысит шансы на успех. В бизнес-плане необходимо обосновать актуальность вашей идеи, провести анализ конкурентов, рассказать, сколько рабочих мест вы создадите, посчитать, сколько денег и когда сможете заработать. Будьте готовы к тому, что до защиты бизнес-план будут проверять и, возможно, вернут на доработку.
  • Зарегистрировать компанию и открыть расчетный счет. Чтобы завершить процесс открытия бизнеса и получить субсидию от государства, необходимо зарегистрировать вашу компанию в налоговой службе. Государство отправит субсидию на расчетный счет компании, с него же вы будете рассчитываться, когда будете расходовать деньги в соответствии со своим бизнес-планом. Далее расскажем подробнее о процессе регистрации, как сэкономить на открытии бизнеса до 4000 ₽, и том, как получить бесплатный расчетный счет.
  • Отчитываться о расходах и платить налоги минимум год. В соответствии с социальным контрактом, компания должна проработать минимум год. Чтобы государство не потребовало субсидию обратно, придется предоставить отчетные документы на все, что вы покупали. Траты должны соответствовать бизнес-плану и быть оплачены с расчетного счета компании. Если в накладных и чеках найдут разночтения, то деньги, выданные на запуск бизнеса, придется вернуть. Следите за сроками уплаты налогов и взносов, чтобы не возникло претензий.

Краудфандинг

Одно из интересных явлений нашего времени – возможность прибегнуть к финансовой поддержке аудитории. Если ваш проект покажется интересным людям, то велик шанс того, что они окажут вам финансовую помощь в его реализации. Именно так работает краудфандинг – достаточно зарегистрироваться на специальной площадке, определить нужную сумму и сроки ее сбора. Площадки делают это не бесплатно, как правило, они взимают небольшую комиссию за свои услуги.

Кредит

Открыть компанию можно не только на свои деньги, инвестора или государства, но и на те, которые возможно получить у банка в рамках кредитования. Кредиты бизнесу банки предлагают на разных условиях: обратиться может как уже действующая компания, нацеленная на развитие и масштабирование, так и та, что только начинает свою деятельность. Обычно требуется предоставить залог, оформить страховой полис и найти поручителей, которые выступят гарантами добросовестности. У начинающего предпринимателя банк может запросить также бизнес-план как подтверждение перспектив новой компании.
ВТБ предлагает кредиты бизнесу на любые цели на выгодных условиях. Услуга экспресс-кредита позволяет подать заявку и получить решение онлайн в течение нескольких минут.

3. Определитесь с формой регистрации бизнеса

Регистрация бизнеса в ФНС позволит осуществлять предпринимательскую деятельность на законном основании, платить налоги и другие обязательные взносы.
Потребуется также выбрать организационно-правовую форму регистрации бизнеса. От юридического статуса компании зависит многое, например, какие варианты начисления налогов будут доступны. Предлагаем сравнить ИП и ООО, наглядное сравнение поможет учесть все важные моменты и ничего не упустить.

Сравнение ИП и ООО

ИП

ООО

Не нужен уставной капитал
Нужен уставной капитал в размере не менее 10 000 ₽
Минимум документов для регистрации
Больше документов для регистрации
Нет соучредителей, только сам индивидуальный предприниматель
Может быть до 50 соучредителей
Отвечает перед кредиторами личным имуществом
Отвечает перед кредиторами только уставным капиталом
Нельзя продавать крепкий алкоголь, оружие, оказывать охранные услуги и пр.
Подходит под любой вид бизнеса
Продать бизнес нельзя, только прекратить деятельность индивидуального предпринимателя
Компанию можно продать или переоформить
Штрафуют как физическое лицо
Штрафы накладывают как на юридическое лицо
Можно работать без расчетного счета при определенных условиях
Обязательно открывать расчетный счет
Вести бухгалтерию не обязательно
Нужно вести бухгалтерию и сдавать отчетность
Свободный доступ к выручке и простой вывод средств
Вывести деньги со счетов можно только как зарплату или дивиденды
Можно закрыть за 5 дней
Процесс ликвидации занимает до полугода
Открыть ИП или ООО можно разными способами: подать документы в ФНС самостоятельно по месту регистрации, отправить через Госуслуги, МФЦ или через банк.
Сервис регистрации бизнеса ВТБ предлагает зарегистрировать бизнес быстро и абсолютно бесплатно в онлайн-режиме - без уплаты госпошлины в размере 800 или 4000 ₽ для ИП и ООО соответственно. Для регистрации в сервисе достаточно номера мобильного телефона, далее останется следовать подробным инструкциям. Сервис подготовит необходимый пакет документов, проведёт проверку всех документов на правильность заполнения и отправит все документы в ФНС.
Также во время регистрации вы сможете выбрать нужные вам коды ОКВЭД и систему налогообложения. Останется только дождаться результата – сообщение об открытии бизнеса придет на электронную почту.

4. Подберите режим налогообложения

Режим налогообложения для ИП и ООО определяют уже в процессе регистрации бизнеса. Ориентироваться нужно на несколько критериев:
  • Организационно-правовая форма компании. ИП подходит больше режимов, а вот для ООО недоступна патентная система расчета налогов, а также налог на профессиональную деятельность.
  • Вид деятельности. Для некоторых сфер доступны режимы УСН, ЕСХН, ПСН и НПД. Например, компании, которые выращивают овощи, фрукты, злаки, или занимаются животноводством, могут выбрать единый сельскохозяйственный налог.
  • Регион. На региональном уровне могут быть утверждены льготные налоговые ставки для некоторых категорий бизнеса.
  • Штат компании. На то, какой налоговый режим будет выгодным для компании, влияет количество сотрудников в ее штате. Некоторые режимы не подойдут, если вы хотите работать не в одиночку. Лучше заранее продумать, планируется ли увеличение количества работников.
  • Доходы и расходы. Что и в каком количестве приносит компании прибыль определяет, по какому принципу ей будет выгоднее платить налоговые взносы.

5. Откройте расчетный счет

Расчетный счет – ключевой инструмент в ведении бизнеса. Он нужен для приема оплаты, уплаты налогов, для подключения онлайн-кассы и эквайринга.
ВТБ откроет счет бесплатно при регистрации бизнеса. При подключении любого пакета услуг вы получите набор бесплатных опций: пакет платежей, бизнес-карты с кэшбеком для себя и сотрудников.

6. Учитесь на чужих ошибках

Решения, которые предприниматель принял в самом начале пути, во многом определяют успех бизнеса и его шансы на выживание в непростых рыночных условиях. Именно на старте чаще всего совершаются ошибки, которые обходятся впоследствии дорого. Разберем самые распространенные.

Выбранный режим налогообложения

Одна из важных проблем – неправильно выбранный налоговый режим. Если предприниматель не изучил все доступные ему варианты уплаты налогов и не указал при регистрации предпочтительный, то будет автоматически применена ОСНО. Это может оказаться невыгодно для компании и повлечет дополнительные расходы для бизнеса.

Деление бизнеса на равные доли

При оформлении ООО с несколькими учредителями их доля в уставном капитале делится, и предстоит решить - в каком соотношении. Вариант, при котором чаще всего возникают проблемы – долевое участие 50/50. При таком распределении решать спорные ситуации будет сложнее, придется договариваться при принятии ключевых решений, так как перевеса голосов нет. На практике от этого страдает бизнес – работа компании может быть приостановлена до урегулирования конфликта между соучредителями. Еще один минус разделения 50/50 – долю в таком бизнесе продать сложнее.

Отсутствие онлайн-кассы

Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (54-ФЗ) обязывает бизнес, который получает доходы от физических лиц, использовать онлайн-кассу. В этом правиле есть исключения, однако онлайн-касса нужна большинству ИП и ООО. Такое оборудование упрощает расчет налогов, так как информация о принятых платежах сразу отправляется в ФНС. Кроме того, благодаря онлайн-кассе предприниматель сможет сам контролировать продажи и работу сотрудников.
ВТБ-касса и ВТБ Касса Lite – комплексное решение для приема оплаты картами, наличными и по QR-кодам.

Работа с непроверенными контрагентами

Всегда важно внимательно выбирать поставщиков и подрядчиков, на старте бизнеса столкновение с недобросовестным контрагентом может особенно сильно навредить. Компания может выглядеть благополучно, но иметь плохую репутацию, долги и проблемы с законом. Проверить контрагента можно разными способами:
  • Запросить документы непосредственно у компании-контрагента
  • Взять бесплатную выписку из ЕГРЮЛ
  • Проверить директора в Реестре дисквалифицированных лиц
  • Проверить компанию на банкротство и судебные иски
  • Вбить название в поисковик и изучить выданную информацию.
Услуги проверки контрагентов предлагают различные сервисы, в том числе платные.
Открыть бизнес с нуля будет проще, если заручиться поддержкой банка. ВТБ предлагает полезные услуги и сервисы малому и среднему бизнесу.
Статья обновлена 13.08.2024

Открыть бизнес в банке ВТБ

1
Заполните заявку
Всего 20 минут — и ваши документы будут готовы и отправлены в ФНС
2
Получите подтверждение
Придет уведомление о регистрации от ФНС
3
Начните вести бизнес
Откройте счет с пакетом услуг за 0 ₽