Как правильно оформить ипотеку на вторичное жилье
02.11.2024
Группа ВТБ
0
Время чтения ~ 5 минут
Рынок недвижимости делится на первичный и вторичный. Первичное жилье еще не достроено, как правило, его продает застройщик, причем может сделать это на любом этапе строительства.
Вторичным рынком считаются квартиры, у которых уже есть собственник. Это может быть совсем новое жилье, которое только ввели в эксплуатацию. Чаще всего к вторичке относятся варианты, где люди уже пожили какое-то время. В этой статье мы расскажем о вторичном жилье и о том, как правильно оформить ипотеку на такую квартиру.
Преимущества и недостатки вторичного жилья
Плюсы:
- Сразу после строительства дом может дать усадку, когда меняются его размеры. Это может произойти из-за смещения грунта или из-за усыхания самих материалов. Обычно усадка длится 2–3 года, самое долгое — 10 лет. Усадка может спровоцировать трещины в стенах и перекрытиях. Когда дом простоял несколько лет, он уже дал усадку, а все возможные недочеты за это время проявились.
- В новых жилых комплексах не всегда развита инфраструктура. В старых домах рядом уже есть все необходимое для жизни — магазины, школы и детские сады сады, площадки, парковки.
- Вторичное жилье часто бывает дороже, но в основном только из-за того, что в эту стоимость уже входит ремонт. Но, если выбрать квартиру со свежим ремонтом, можно в итоге ощутимо сэкономить на отделке — стоимость материалов со временем только растет. Кроме того, можно сразу заехать в квартиру и сэкономить на аренде временного жилья.
- Можно попробовать договориться с продавцом о дополнительной скидке на недвижимость.
Минусы:
- В старом жилом фонде высокий износ инженерных коммуникаций, поэтому риск бытовых аварий выше. Полная замена электропроводки, сантехники, труб может обойтись достаточно дорого.
- Сделки на вторичном рынке чаще оспариваются, например из-за претензий наследников.
- В отличие от новостроек, где придомовую территорию обустраивают сразу, дворы в старых домах могут быть неухоженные, а детских площадок не быть вовсе/
- Нельзя сказать, что вторичка однозначно лучше или хуже. Важно отталкиваться от тех параметров, которые важны именно для вас. Иногда решающее значение имеет расположение района или планировка квартиры.
Требования к квартире
Не всякая квартира подходит под ипотеку, у банка есть свои требования к вторичному жилью.
- Дом не должен быть признан аварийным, не состоит на учете по постановке на капитальный ремонт, снос или реконструкцию с отселением. Его возраст не должен превышать 50–55 лет, а износ — 65%.
- Недвижимость не может находиться в залоге.
- На момент сделки в квартире не должно быть зарегистрированных жильцов.
- Нельзя взять в ипотеку комнату в общежитии. У жилья должны быть собственные санузел и кухня, а также отопление и водопровод.
Банку необходимо проверить объект, чтобы убедиться, что он ликвидный. Если заемщик перестанет выплачивать ипотеку, банк сможет продать недвижимость и тем самым возместить свои убытки.
Следует с особым вниманием отнестись к проверке квартиры, которая часто перепродавалась. Если в документах указано несколько собственников, важно уточнить, чтобы все были согласны на проведение сделки.
Этапы получения ипотеки на вторичное жилье
Перед тем как взять ипотеку, необходимо выбрать банк, с которым вы будете сотрудничать. Сравните условия кредитования и требования к заемщику. В ВТБ подать заявку на ипотеку можно только по паспорту. Для этого авторизуйтесь через «Госуслуги», заполните форму и отправьте данные в банк. Через две минуты поступит предварительное решение. Затем нужно дозаполнить анкету и дождаться финального одобрения.
Получив одобрение банка, можно начинать подбирать жилье. Одобренная заявка будет действительна 3 месяца. За это время необходимо подобрать недвижимость, собрать документы и оформить сделку. Расскажем подробнее об этапах ипотечной сделки.
Оценка недвижимости
Когда квартира выбрана, и продавец согласился на сделку, необходимо провести оценку недвижимости. Она нужна, чтобы проверить, справедлива ли установленная цена на жилье. Кроме того, оценка позволяет проверить состояние недвижимости и выявить, проходит ли она по условиям банка. Существенные недочеты (например, неузаконенная перепланировка) могут стать причиной отказа в ипотеке.
Готовит оценку специализированная компания. По итогам составляется отчет об оценке, документ нужно будет предоставить в банк вместе с остальными. Оценка платная, стоимость зависит от региона и самого объекта.
Страхование
Требование страховать ипотечную квартиру закреплено в ст. 31 Федерального закона № 102-ФЗ. Страховка помогает защитить стороны от потенциальных рисков. Если случится пожар, прорыв канализации или взрыв бытового газа, страховка покроет убытки. Таким образом, клиент сохранит жилье, а банк — свои деньги.
Страхование часто оформляют прямо в банке, представитель страховой компании приходит на сделку. Это удобно, так как все необходимые документы готовятся сразу. Специалист поможет подобрать программу и оформит полис.
Заключение сделки
Когда все документы готовы, стороны приступают к оформлению сделки. Продавец и покупатель подписывают договор купли-продажи (ДКП). Покупатель подписывает ипотечный договор с банком.
Регистрация залога
После подписания ДКП квартира должна перейти в собственность новому владельцу. Для этого покупатель должен зарегистрировать залог недвижимости в Росреестре. Необходимо подать документы в сам Росреестр или через МФЦ. Регистрация ипотеки на квартиру занимает пять дней. Новый владелец получает выписку из ЕГРН — документ, подтверждающий его права на жилье, с отметкой об обременении в пользу банка.
В ВТБ провести сделку и подать документы в Росреестр можно дистанционно. Для подписания договоров понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Далее банк сам направит документы в Росреестр, где произойдет регистрация ипотеки. Это не только удобно, но и выгодно: использование электронных сервисов снижает процентную ставку по ипотеке на 0,3%.
Рекомендуем
- Быстрое оформление
- Льготные программы
- Дистанционная сделка
Использование аккредитива
Отдельно стоит разобрать, как происходит передача денег. Часто при банковской сделке используется аккредитив — специальный счет. Особенность аккредитива в том, что транзакции по нему совершаются только при выполнении определенных условий. Таким образом банк контролирует, чтобы все стороны действовали правомерно, а сделка была проведена без нарушений.
Аккредитив открывается на имя продавца. После того как стороны подпишут документы и покупатель сделает первоначальный взнос, банк зачисляет полную сумму кредита на аккредитив, но деньги заблокированы, продавец не может их взять. Сумма будет лежать на счете, пока новый владелец не зарегистрирует собственность. Как только покупатель предъявит выписку из ЕГРН на свое имя, банк раскроет аккредитив и продавец сможет получить деньги.
Какие нужны документы
При подаче заявки на ипотеку нужен только паспорт. Для сделки понадобятся документы на квартиру:
- правоустанавливающие документы продавца,
- техническая документация на жилье,
- отчет об оценке,
- сведения о зарегистрированных жильцах,
- справка из управляющей компании об отсутствии задолженности по ЖКУ.
Если собственников несколько, могут понадобиться другие документы. Например, согласие органов опеки, если в квартире прописаны несовершеннолетние. Иногда нужно документально подтвердить, что никто больше не сможет претендовать на жилье, например бывший супруг. Как правило, для этого получают справку из ЗАГСа или нотариально заверенное согласие на сделку.
На этапе оформления сделки добавятся следующие документы:
- паспорта продавца и покупателя,
- договор купли-продажи,
- кредитный договор,
- расписка о получении первоначального взноса (если покупатель отдает деньги наличными),
- квитанции об уплате госпошлины,
- страховой договор,
- заявление на распоряжение средствами материнского капитала (если покупатель использует его в качестве первоначального взноса),
- заявление от продавца на открытие аккредитива.
Чтобы зарегистрировать залог квартиры, в ЕГРН нужно предоставить:
- договор купли-продажи,
- кредитный договор,
- паспорта заявителей (продавца и покупателя),
- квитанцию об уплате госпошлины.
Возможные риски
При сделках на вторичном рынке иногда происходит оспаривание права собственности. Например, когда объектом сделки выступает квартира, полученная в наследство. Даже если покупатель уже оформил право собственности, в течение 3 лет могут объявиться другие наследники, которые тоже вправе претендовать на имущество. В этом случае они оспорят сделку как неправомерную.
Чтобы защитить себя от подобных рисков, стоит застраховать титул. Это особый вид страховки, который позволяет получить компенсацию при утрате права собственности. Если по каким-либо причинам сделку признают недействительной, страховая вернет деньги. Страхование титула обычно делают на три года — это срок исковой давности по делам, связанным с оспариванием права собственности.
Если с квартирой не всё в порядке, банк может отказать в ипотеке. Поэтому, покупая недвижимость на вторичном рынке, важно внимательно проверять сам объект и документы на него. Чтобы сэкономить время и упростить оформление ипотеки, можно сделать все дистанционно. Банк выступит гарантом сделки, проследит, чтобы стороны исполнили свои обязательства, и сам направит документы для регистрации.