Как купить и оформить квартиру дистанционно

24.03.2025

Группа ВТБ

0
Время чтения ~ 5 минут
Электронное оформление сделок с недвижимостью стало распространенным во время пандемии. Тогда участники рынка были вынуждены перевести продажи в онлайн-формат. С помощью цифровых сервисов сегодня можно продолжить находить и бронировать жилье, подавать заявки на ипотеку, подписывать договоры купли-продажи и регистрировать их в Росреестре удаленно.
Какие преимущества у дистанционной покупки недвижимости и можно ли обезопасить себя от проблем в будущем при регистрации права собственности через интернет?

Как выбрать квартиру дистанционно

Электронные сделки с недвижимостью экономят время, силы и деньги продавца и покупателя. Они незаменимы, если участники процесса находятся в разных городах или даже странах. Удаленная покупка квартиры начинается с выбора объекта. Поиск жилья и в прошлом зачастую проходил онлайн — на интернет-площадках с объявлениями или на сайте застройщика.
При дистанционном выборе недвижимости покупатель отсеивает предложения по площади, стоимости, расположению и другим параметрам. При покупке строящегося жилья увидеть квартиру вживую все равно не удастся. Визуализировать объект помогают 3D-туры от девелоперов. Можно также наблюдать за ходом строительства дома с помощью камер на площадке. До завершения постройки покупатель сможет лично посмотреть район, оценить инфраструктуру.
Продажи на вторичном рынке тоже зачастую сопровождаются онлайн-показом. Такие видеоэкскурсии позволяют получить представление о планировке, качестве ремонта и других нюансах. Однако дистанционный выбор квартиры на вторичке сопряжен с рисками — продавец может не показать трещины на потолке, не сказать о высокой влажности и наличии плесени, шумных соседях. Чтобы купленное удаленно жилье потом не разочаровало, перед сделкой стоит осмотреть его самостоятельно или с риелтором.

Проверка продавца и договоренность о покупке

После выбора объекта наступает этап обсуждения условий покупки с продавцом и проверка документов. Если покупатель выбрал жилье в новостройке, застройщик предоставит правоустанавливающие бумаги онлайн. После ознакомления с ними останется забронировать понравившуюся квартиру и перейти к следующему этапу.
С недвижимостью на вторичном рынке ситуация обстоит сложнее — помимо проверки паспорта продавца и свидетельства о праве собственности, нужно уточнить историю объекта. То есть узнать, кто именно прописан в квартире, использовался ли для погашения ипотеки материнский капитал, есть ли в жилье детские доли и т. д.
Проверить юридическую чистоту недвижимости поможет риелтор или юрист. Также можно запросить выписку из ЕГРН. Заказать ее проще всего через Госуслуги. Если услугой воспользуется собственник квартиры, документ придет в личный кабинет моментально и бесплатно.
После достижения договоренностей можно собирать документы и выходить на сделку. На первичном рынке все бумаги оформляются онлайн, тогда как на вторичном рынке получить дистанционно можно лишь некоторые документы. Например, если в число собственников квартиры входят несовершеннолетние, нужно будет взять разрешение органов опеки и попечительства. Не обойтись без личного присутствия и при обращении к нотариусу — у него заверяют согласие супруга на сделку и т. д.

Для чего нужна цифровая подпись

Для проведения большинства операций, касающихся купли-продажи жилья, потребуется электронная подпись. Это аналог подписи от руки. В УКЭП или усиленной квалифицированной электронной подписи содержится зашифрованная информация, которая подтверждает личность владельца. Она заверит подлинность любого подписанного документа.
Получить УКЭП можно бесплатно через Госуслуги или в аккредитованных удостоверяющих центрах за плату. Нередко застройщики включают стоимость сертификата в стоимость самого объекта — тогда доплачивать дополнительно за оформление электронной подписи не приходится. Цифровая подпись защищена от подделок.

Оформление ипотеки

Еще в недавнем прошлом для подачи заявки на ипотеку в банке нужно было брать у работодателя справку о доходах, собирать пакет документов с паспортом, копией трудовой книжки и другими бумагами и нести их в офис. Рассмотрение заявления могло занимать несколько дней. Сегодня заполнить заявку и провести полностью оформление ипотечного кредита можно через сайт финансово-кредитной организации, без личного визита.
Онлайн-подача заявки позволяет сократить срок рассмотрения решения. Многие банки предоставляют клиентам возможность авторизации через портал «Госуслуги», тогда данные потенциального заемщика подгрузятся автоматически. С помощью сервиса банк получит основные сведения о клиенте — например, о наличии других объектов недвижимости.
Финансово-кредитная организация может принять решение о выдаче ипотечного кредита за несколько минут. При одобрении подписать договор тоже можно онлайн — менеджер пришлет его в электронном виде, останется только подписать документ цифровой подписью. Не потребуется личный визит в офис и при необходимости проведения оценки — она понадобится при покупке жилья на вторичном рынке. Оценщик может посетить объект самостоятельно и передать отчет клиенту в электронном виде. Дистанционно можно также оформить страховку, зачастую менеджеры готовы сами выехать к клиенту на дом, в офис.
Рекомендуем

Ипотека в банке ВТБ

  • Быстрое оформление
  • Льготные программы
  • Дистанционная сделка
Ипотека в банке ВТБ
Ипотека в банке ВТБ

Как проходит сделка онлайн

Провести электронную сделку с недвижимостью сегодня можно через большинство банков. Участие менеджера финансово-кредитной организации будет необходимо, если покупатель берет ипотеку. Все оформление проходит по принципу одного окна. Полностью удаленной будет сделка, если клиент выбрал квартиру на первичном рынке и не использует заемные средства. В остальных случаях может понадобиться лично посетить офис банка.
Электронная сделка с жильем включает несколько основных этапов:
  • Стороны собирают документы — паспорта, выписку из ЕГРН, нотариальное согласие супруга на продажу, ипотечный договор и т. д.
  • Покупатель и продавец подписывают договор электронной сделки, а после генерации УКЭП — сам договор купли-продажи.
  • Деньги покупателя блокируются на аккредитиве, в ячейке или передаются продавцу сразу, если это указано в договоре.
  • Менеджер банка отправляет документы на регистрацию в Росреестре после оплаты госпошлины.
  • После регистрации права собственности договор и выписка из ЕГРН поступят сторонам на электронную почту или в личном кабинете сервиса, сделка завершается расчетами с продавцом.
Для передачи денег между продавцом и покупателем чаще всего используется аккредитив или сервисы безопасных расчетов. После регистрации сделки средства автоматически будут зачислены бывшему собственнику. Но если стороны договорились о другом способе расчетов, например, с использованием банковской ячейки, тогда им нужно будет посетить офис банка.

Регистрация в Росреестре

После подписания договора купли-продажи нужно будет внести в ЕГРН изменения — зафиксировать переход права собственности от продавца к покупателю. Провести регистрацию сделки в Росреестре тоже можно дистанционно. Для этого сторонам понадобится квалифицированная цифровая подпись. Собственник и покупатель должны подать заявление о согласии на использование УКЭП в МФЦ, Росреестре или у нотариуса. После этого нужно согласовать пункты договора, оплатить госпошлину и отправить документ на регистрацию в личном кабинете на сайте ведомства.
Электронная регистрация права собственности официально подтвердит право покупателя на владение купленной недвижимостью. В среднем эта процедура занимает один день. Воспользоваться дистанционной регистрацией можно при покупке:
  • Квартиры в строящемся или сданном доме в ипотеку  или за собственные средства.
  • Комнаты на вторичном рынке в ипотеку или за собственные средства.
  • Земельного участка с постройками или без них за собственные средства или по ипотечному кредитованию.
Как правило, электронную регистрацию сделки курирует менеджер банка. Он окажет помощь с выпуском цифровой подписи, соберет все необходимые документы и отправит в Росреестр. Чаще всего от продавца и покупателя требуют паспорт, СНИЛС, ИНН, договор купли-продажи или договор долевого участия, ипотечный договор. В некоторых случаях понадобится участие нотариуса — например, если продается доля в жилье.

Какие могут быть подводные камни

Чаще всего процедура электронной покупки недвижимости проходит без проблем — удаленное оформление документов ежедневно проводится в разных регионах России. Однако стороны могут столкнуться с техническими неполадками, ошибками в бумагах, предоставлением неполного пакета документов одной из сторон или недобросовестностью участников. Минимизировать риски поможет обращение к юристу, риелтору.
Гораздо важнее исключить мошенничество при использовании цифровых сервисов. Обманщики могут рассылать поддельные письма на электронную почту, СМС, чтобы получить доступ к персональным данным, банковским реквизитам. Чтобы избежать кражи личных сведений и денежных средств, нельзя переходить по незнакомым ссылкам, называть мошенникам коды из СМС. При появлении вопросов лучше обратиться к менеджеру банка.
Одним из распространенных случаев мошенничества в последние годы становится кража цифровых подписей. Обманщики могут использовать их, чтобы совершить незаконную сделку от имени продавца или покупателя. Чтобы минимизировать риск обмана, нельзя передавать посторонним коды доступа к электронной подписи, пароли, банковские реквизиты. Перед тем как открыть письмо, нужно проверить адрес, имя отправителя. Обезопасить себя поможет регулярная смена паролей.

Дистанционная покупка квартиры: главное

Электронное оформление сделки с недвижимостью упрощает жизнь продавцам и покупателям. Практически все этапы купли-продажи жилья сегодня можно провести онлайн с использованием цифровых сервисов. Дистанционная покупка экономит время и деньги, позволяет отказаться от посещения офиса банка.
Вместе с преимуществами удаленные сделки с жильем обладают недостатками. Покупатель не может в деталях рассмотреть квартиру, узнать о слабых сторонах объекта недвижимости или проблемных соседях. Ему нужно будет удаленно проверить все документы или воспользоваться услугами юриста, риелтора.
Для подписания документов каждой стороне необходимо выпустить квалифицированную цифровую подпись.
Услуги электронных сделок с недвижимостью проводят многие банки. Оформление проходит в одном окне. Стороны подписывают договор купли-продажи, после оплаты госпошлины менеджер отправляет документы на регистрацию в Росреестр. Деньги могут передаваться после подписания документа или когда передачу права собственности зарегистрирует Росреестр.

Посчитайте ипотеку в банке ВТБ и отправьте заявку с использованием Госуслуг.