Обычно мошенники пытаются обмануть по телефону или в интернете. Чаще всего в преступных целях используют названия банков, сайта «Госуслуги», других государственных органов.
«Вы можете увеличить пенсию за счет неучтенного стажа»
Злоумышленники звонят пожилым людям под видом работников Социального фонда России (СФР) или других госструктур, ответственных за льготы и выплаты. Они сообщают про случайно обнаруженный трудовой стаж, не учтенный в нынешней пенсии. Тут же предлагают его засчитать, а для этого приглашают на встречу в Многофункциональный центр или ближайшее отделение СФР. При этом называют настоящие адреса организаций, чтобы успокоить бдительность человека. Дальше для мнимой записи на прием мошенники просят данные паспорта, СНИЛС, ИНН и код из СМС. Эта информация дает доступ к учетной записи на портале «Госуслуги». Там преступники могут оформить кредит или взять заем на имя жертвы.
«У нас есть для вас работа! Но надо пройти собеседование»
Мошенники находят потенциальную жертву на сайтах для поиска работы. По телефону они сообщают о подходящей вакансии, точно соответствующей ожиданиям кандидата. Чтобы заинтриговать и захватить всё внимание, злоумышленники озвучивают хорошую зарплату, сильно выше остальных предложений на рынке, и предлагают созвониться по телефону, но обязательно с включенной трансляцией экрана соискателя. Свою просьбу преступники прикрывают необходимостью объяснить нюансы работы. Между делом под разными предлогами человека убеждают зайти в личный кабинет банка. Например, злоумышленники могут сказать, что это нужно для бухгалтерии, а дальше всё зависит от их изобретательности.
«Обменяем старые купюры на новые»
Под надуманным предлогом мошенники пытаются установить на телефон жертвы приложение для удаленного доступа к учетным записям в банках и счетам. Например, злоумышленники могут сказать, что все напечатанные до текущего месяца 5-тысячные купюры уже не в ходу. Их надо срочно обменять на обновленные, иначе потом придется делать это по невыгодному курсу. Цель — заставить установить приложение, в котором якобы перечислены признаки «устаревших» денег, но на самом деле там вирус. Обычно преступники копируют настоящие приложения, под видом которых подсовывают вредоносную программу.
«Продлите договор, чтобы ваш телефонный номер не заблокировали»
Еще одно изобретение злоумышленников касается сим-карт. Мошенники от лица службы поддержки сотового оператора предупреждают жертву о скорой блокировке ее номера телефона, якобы договор оказания услуг подошел к концу. Тут же объясняют, что его можно продлить, причем бесплатно. Достаточно устного согласия абонента и кода из СМС. На просьбу пролонгировать договор через приложение или в офисе связи отвечают отговорками про временное отсутствие такой возможности. Если всё идет по плану, то у преступников появляется контроль над номером и всеми связанными с ним доступами.
«Можем защитить ваши деньги от мошенников на специальном счете»
Мошенники сообщают ничего не подозревающему человеку, что его средства прямо сейчас пытаются украсть неизвестные, но их можно спасти, отправив на «специальный» счет в Центробанке. Потом, когда финансам ничто не будет угрожать, Центробанк их вернет. Чтобы усыпить бдительность, жертву записывают на прием в Общественную приемную Банка России в Москве. Об этом ему приходит уведомление с короткого номера «300». Такой ход позволяет войти в доверие и убедить сделать перевод. При этом обманщики угрожают уголовной ответственностью за разглашение тайны следствия, чтобы затянуть время, работающее в данном случае на них. Обманутые граждане часто сами не понимают, как перевели деньги на карту мошенникам. Злоумышленники активно используют методы социальной инженерии, чтобы надавить на больные точки и заставить пользователей пойти на поводу.