Новые мошеннические схемы — это важно знать

18.07.2024

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минуты
Мошенники придумывают самые ухищренные способы обмана, манипулируя на простых человеческих чувствах. Неожиданная возможность разбогатеть или страх их потерять застают людей врасплох, вынуждая действовать по чужому желанию. Уже никого не удивить новостью, что мошенники взяли кредит и теперь человек вынужден погашать долг перед банком. Расскажем о распространенных сценариях обмана и дадим советы, чтобы в них не попасть.

Наиболее частые виды мошенничества

Обычно мошенники пытаются обмануть по телефону или в интернете. Чаще всего в преступных целях используют названия банков, сайта «Госуслуги», других государственных органов.

«Вы можете увеличить пенсию за счет неучтенного стажа»

Злоумышленники звонят пожилым людям под видом работников Социального фонда России (СФР) или других госструктур, ответственных за льготы и выплаты. Они сообщают про случайно обнаруженный трудовой стаж, не учтенный в нынешней пенсии. Тут же предлагают его засчитать, а для этого приглашают на встречу в Многофункциональный центр или ближайшее отделение СФР. При этом называют настоящие адреса организаций, чтобы успокоить бдительность человека. Дальше для мнимой записи на прием мошенники просят данные паспорта, СНИЛС, ИНН и код из СМС. Эта информация дает доступ к учетной записи на портале «Госуслуги». Там преступники могут оформить кредит или взять заем на имя жертвы.

«У нас есть для вас работа! Но надо пройти собеседование»

Мошенники находят потенциальную жертву на сайтах для поиска работы. По телефону они сообщают о подходящей вакансии, точно соответствующей ожиданиям кандидата. Чтобы заинтриговать и захватить всё внимание, злоумышленники озвучивают хорошую зарплату, сильно выше остальных предложений на рынке, и предлагают созвониться по телефону, но обязательно с включенной трансляцией экрана соискателя. Свою просьбу преступники прикрывают необходимостью объяснить нюансы работы. Между делом под разными предлогами человека убеждают зайти в личный кабинет банка. Например, злоумышленники могут сказать, что это нужно для бухгалтерии, а дальше всё зависит от их изобретательности.

«Обменяем старые купюры на новые»

Под надуманным предлогом мошенники пытаются установить на телефон жертвы приложение для удаленного доступа к учетным записям в банках и счетам. Например, злоумышленники могут сказать, что все напечатанные до текущего месяца 5-тысячные купюры уже не в ходу. Их надо срочно обменять на обновленные, иначе потом придется делать это по невыгодному курсу. Цель — заставить установить приложение, в котором якобы перечислены признаки «устаревших» денег, но на самом деле там вирус. Обычно преступники копируют настоящие приложения, под видом которых подсовывают вредоносную программу.

«Продлите договор, чтобы ваш телефонный номер не заблокировали»

Еще одно изобретение злоумышленников касается сим-карт. Мошенники от лица службы поддержки сотового оператора предупреждают жертву о скорой блокировке ее номера телефона, якобы договор оказания услуг подошел к концу. Тут же объясняют, что его можно продлить, причем бесплатно. Достаточно устного согласия абонента и кода из СМС. На просьбу пролонгировать договор через приложение или в офисе связи отвечают отговорками про временное отсутствие такой возможности. Если всё идет по плану, то у преступников появляется контроль над номером и всеми связанными с ним доступами.

«Можем защитить ваши деньги от мошенников на специальном счете»

Мошенники сообщают ничего не подозревающему человеку, что его средства прямо сейчас пытаются украсть неизвестные, но их можно спасти, отправив на «специальный» счет в Центробанке. Потом, когда финансам ничто не будет угрожать, Центробанк их вернет. Чтобы усыпить бдительность, жертву записывают на прием в Общественную приемную Банка России в Москве. Об этом ему приходит уведомление с короткого номера «300». Такой ход позволяет войти в доверие и убедить сделать перевод. При этом обманщики угрожают уголовной ответственностью за разглашение тайны следствия, чтобы затянуть время, работающее в данном случае на них. Обманутые граждане часто сами не понимают, как перевели деньги на карту мошенникам. Злоумышленники активно используют методы социальной инженерии, чтобы надавить на больные точки и заставить пользователей пойти на поводу.

Банк ВТБ: зафиксирована новая схема мошенничества

В последнее время мошенники часто прибегают к хищению средств через указанные при регистрации номера телефонов. По статистике, примерно 5% всех подобных краж приходится на такие случаи. Преступники покупают номера, которые больше не используются, но еще привязаны к личным кабинетам на маркетплейсах, в интернет-банках, в микрофинансовых организациях и на портале «Госуслуги». За такими сим-картами идет настоящая охота.

Как действуют мошенники — по пунктам

Расскажем о процессе взлома аккаунтов.
  • Сначала преступники покупают номера, раньше принадлежавшие людям, но ушедшие в продажу из-за отсутствия активности. Все они были когда-то привязаны к разным цифровым сервисам, а некоторые до сих пор остаются актуальными.
  • С помощью сим-карт мошенники пробуют взломать учетную запись в личном аккаунте цифровых сервисов. На номер отправляют секретный код, дающий право доступа на вполне «законных» основаниях.
  • В личном кабинете мошенники могут сделать что угодно. Например, полностью списать деньги и перевести их на свой счет. Даже если на счетах нет средств, на пользователя могут оформить кредит. Вся связь будет по старому номеру, к которому больше нет доступа.
Если к телефону не подключены уведомления от банка, то клиент может долго не знать, что мошенники списали деньги со счета. Регулярно проверяйте личный кабинет банка и заходите на «Госуслуги». 

Что делать, если на вас оформили кредит

Подготовили детальную схему на случай, если мошенники оформили кредит без вашего ведома.
  • Первым делом подайте заявление в полицию. В нем во всех подробностях опишите случившийся взлом личного кабинета. К этому относится время кредита, его сумма, под какой процент, на какой срок и у какого банка он взят. Укажите все без исключения важные детали, которые, на ваш взгляд, помогут выйти на след преступников.
  • Уведомите банк или микрофинансовую организацию о взломе своего аккаунта. Объясните, что на вас оформили кредит, о котором вы ничего не знали, — это сделали мошенники. Приготовьте справку из полиции. Это станет подтверждением, что дело заведено, преступников уже ищут, а вы ни при чем.
  • Запросите у банка документы о кредите: заявку на него, кредитный договор, график платежей и любые другие бумаги.
  • Подготовьте официальную претензию в банк. Опишите своими словами, как вы узнали о кредите и о том, что мошенникам удалось проникнуть в ваш личный кабинет. Приложите все выписки личных счетов. На них должно быть видно, что деньги на ваши личные счета не поступали.
  • Обратитесь в Центробанк с претензией, если ваш банк не сможет вовремя помочь. Возможно, с неожиданной проблемой придется разбираться в судебном порядке. Обязательно сохраняйте все документы, подтверждающие вашу непричастность к произошедшему.
Старайтесь регулярно проверять кредитную историю, чтобы вовремя узнать о неожиданно появившемся кредите. Эту процедуру проводят через бюро кредитных историй (БКИ). До двух раз в год услуга бесплатная. Если решите делать запросы чаще, придется заплатить небольшую комиссию за каждую дополнительную проверку. Разные банки могут отправлять отчетность в разные бюро, так что для лучшей достоверности проверять нужно комплексно — сразу по нескольким базам. Для проверки авторизуйтесь на «Госуслугах» и введите в поисковую строку запрос «Проверить кредитную историю». Выберите БКИ и закажите финансовый отчет.

Согласно поправкам к закону «О национальной платежной системе», сейчас формируется база подозрительных счетов, ранее замеченных в различных мошеннических схемах. Если такой счет окажется в качестве адресата для перевода, то операцию мгновенно отклонят. Банк поймет, что с большой вероятностью под видом клиента действует мошенник, каким-то образом получивший доступ к личному кабинету. Настоящего владельца уведомят о подозрительной транзакции, чтобы он мог проверить данные и при случае успеть предпринять дополнительные меры защиты. Если владельца средств не уведомили о транзакции, а она оказалась мошеннической, то по закону вернуть потерянные деньги будет обязан банк.

Полезные правила безопасности

Предлагаем список правил, которые помогут защититься от мошенников. Все они простые, но эффективные.
  • Не сообщайте никому пароли, секретные коды и проверочные фразы, которые приходят вам в СМС-сообщениях. Они предназначены только вам как владельцу без доступа к ним других людей. Тем более нельзя называть CVV-код на обратной стороне карты — его запрещено спрашивать даже банковским работником.
  • Когда вам звонят с неизвестных номеров, представляются сотрудниками государственных органов или работниками банков, не раздумывая кладите трубку. Официальные органы при необходимости всегда присылают официальное извещение. Если у вас есть сомнения, свяжитесь с банком сами по горячей линии и  расскажите оператору о недавнем звонке.
  • Если по электронной почте пришло письмо якобы от «Госуслуг» или банка, не торопитесь переходить по ссылкам. Зайдите на сайт через приложение или сохраненную вкладку в браузере и проверьте уведомления. Так вы будете уверены, что находитесь не на фишинговом, а на официальном сайте. Для входа на «Госуслуги» настройте двухфакторную аутентификацию. Тогда вам каждый раз будет приходить одноразовый пароль, без него зайти в аккаунт не получится.
  • Если меняете сим-карту, то не забудьте прописать новый номер телефона во всех аккаунтах. При этом старый номер нигде не должен остаться для связи даже в качестве запасного. Конечно, это может занять время, зато защитит от потенциальных проблем в будущем.
  • Запишите все важные пароли и другую полезную информацию в одном месте. Не забудьте поставить сложный пароль на телефон на случай, если потеряете его. Дополнительный способ защиты от злоумышленников — блокировка экрана смартфона. Установите код для разблокировки или используйте для входа в систему отпечаток пальца. Тогда даже при утере или краже гаджета посторонние не получат доступа к вашим данным.

Подведем итоги

Чтобы усыпить бдительность граждан, злоумышленники используют в своих махинациях хорошо знакомые всем названия. Банки, «Госуслуги», государственные органы — люди знают, что могут получить из этих источников важную информацию, поэтому всегда внимательно относятся к их письмам и звонкам. Дальше — дело техники: преступники обманывают, шантажируют, угрожают или, наоборот, обещают льготы и сулят прибыль. Будьте бдительны, не сообщайте посторонним логины и пароли от «Госуслуг» и любых других аккаунтов. Помните, что никто не имеет права запрашивать конфиденциальную информацию, даже сотрудники государственных структур.
Оформите карту для жизни прямо сейчас