Мошенники постоянно придумывают новые способы обмана граждан. В своих схемах преступники действуют настолько профессионально, что клиенты банка часто сами не понимают, как перевели деньги злоумышленникам. Расскажем в статье, как заранее распознать мошенников. Разберемся, что делать, если преступники все же смогли обмануть и украсть деньги с карты. Объясним, можно ли вернуть финансы.
Преступные схемы
Одна из самых эффективных схем — позвонить или написать человеку, представиться другом или родственником и попросить денег в долг на карту. Но если раньше мошенники предпочитали писать, чтобы сразу не вызвать подозрений, то в 2024 году они активно пользуются инструментами искусственного интеллекта. Преступники взламывают аккаунты в соцсетях и мессенджерах, получают доступ к фотографиям и голосовым сообщениям и собирают биометрические данные. Дальше — дело техники. С помощью нейросети они могут подделать голос любого человека или сгенерировать видео с лицом коллеги, приятеля, родственника.
Если с незнакомого номера вам звонит друг и просит перевести некую сумму, не торопитесь отправлять деньги на карту. Перезвоните сами на его постоянный номер или устройте проверку: задайте вопрос, на который знает ответ только ваш приятель. Так вы быстро определите, с кем разговариваете: с настоящим человеком или с ботом, сгенерированным нейросетью.
Преступники активно используют в своих схемах те поводы, которые с наибольшей вероятностью зацепят человека. Чаще всего мошенники представляются сотрудниками банков, сообщают, что счет взломан и неизвестные пытаются вывести все деньги на чужую карту. Еще говорят, что клиенту положен возврат налога и для перечисления нужно зайти на сайт налоговой по указанной ссылке (она ведет на фишинговый ресурс). Также злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов и пытаются «помочь» спасти деньги. Пенсионерам часто звонят якобы от лица социальных служб, поликлиник, пенсионного фонда и даже компаний по вывозу мусора. В 2024 году появилась еще одна схема — сообщать о прекращении договора с оператором мобильной связи и предлагать его пролонгировать. От клиента требуется только одно — назвать логин и пароль от личного кабинета на сайте и озвучить одноразовый пароль из СМС. Этого достаточно, чтобы предоставить мошенникам полный доступ к личным данным.
Чтобы не стать жертвой мошенников, при работе с мобильным банковским приложением и интернет-банком соблюдайте простые правила безопасности. Не устанавливайте на смартфон подозрительные приложения, не заходите на сомнительные сайты и в любой непонятной ситуации, связанной с деньгами на карте, звоните на горячую линию банка.
Можно ли вернуть деньги, которые перевел мошенникам
Все зависит от обстоятельств, при которых клиент отправил деньги на счет мошенников. Бывает, что средства с карты списали по вине банка: случилась утечка данных, или в системе произошел технический сбой. Тогда банк обязан вернуть списанные финансы. Подайте претензию по необоснованному переводу, опишите ситуацию, дождитесь официального ответа. Когда оформлена страховка, вернуть деньги еще проще. Главное, чтобы в перечне рисков был указан такой страховой случай.
Если человек перевел деньги добровольно — назвал конфиденциальные данные, озвучил секретный код из СМС, то есть полностью развязал руки преступникам, вернуть финансы будет сложнее. Придется действовать через полицию: написать заявление, приложить документы из банка, в подробностях описать схему обмана. Не исключено, что от рук этих мошенников пострадали и другие люди. Дело можно предать огласке, чтобы привлечь к нему больше внимания. Возможно, ваша история убережет кого-то и поможет не стать очередной жертвой мошенников.
Что делать, если перевели деньги мошенникам
Предлагаем пошаговую инструкцию:
Как можно быстрее обратитесь в банк и сообщите о случившемся. Возможно, транзакцию задержали, и деньги не успели поступить на карту получателя. Тогда есть шанс сразу вернуть средства. Можно написать в чат на сайте, но лучше обратиться в офис лично или позвонить по номеру горячей линии — так на ваше обращение быстрее отреагируют.
Если деньги успели уйти со счета, то банк уже не сможет помочь. У него нет права отменять переводы и делать возврат средств отправителю. Сотрудники даже не раскроют информацию о получателе: кто он, из какого города, каким банком выдана карта — это конфиденциальные данные. Но в любом случае напишите заявление на имя руководителя банка, опишите ситуацию и попросите разобраться.
Немедленно обратитесь в полицию, составьте заявление о хищении денег. Прикрепите документы, подтверждающие факт мошенничества. Это могут быть скрины переписок, записи телефонных разговоров с мошенниками, показания свидетелей. Распечатайте выписку с банковского счета, где указаны число, месяц, год совершения транзакции, а также сумма перевода. Чем больше информации, тем лучше.
Дождитесь, пока будет принято решение о возбуждении уголовного дела и начале расследования. Полиция займется поиском преступников. Когда их найдут и докажут вину, то суд обяжет компенсировать вам ущерб и вернуть деньги, похищенные с карты.
Сложность в том, что мошенники всегда действуют через подставных лиц и используют в своих схемах чужие счета и карты. Украденные средства могут передаваться по цепочке, и найти настоящего виновника бывает очень трудно.
Как банки защищают клиентов
В июле 2024 года в силу вступил закон, согласно которому банки теперь обязаны еще более тщательно проверять финансовые операции своих клиентов. Перед тем как одобрить перевод денег на чужой счет, банк должен проверить данные: не фигурировал ли ранее счет получателя в преступных махинациях. Если транзакция вызовет подозрения, то ее приостановят. Сотрудники свяжутся с клиентом и сообщат, что он собирается перевести деньги на карту мошенникам.
На обдумывание действий дается два дня — так называемый период охлаждения. За это время человек должен принять окончательное решение: отменить перевод или подтвердить действие и отправить деньги на подозрительный счет. Клиент, который настаивает на переводе, берет всю ответственность на себя. Впоследствии у него не будет оснований предъявить претензии банку.
Когда клиента не предупредили о подозрительной транзакции, сумма ущерба будет полностью возмещена за счет банка. Финансы придется вернуть в случае, если банк:
не проверил данные получателя на предмет участия в преступных схемах,
перевел деньги на подозрительный счет без предварительного предупреждения клиента,
перевел средства после получения заявления об утере или похищении карты.
Срок возврата денег банком составляет 30 дней (для переводов внутри страны) или 60 дней (когда речь идет о международных транзакциях).
реквизиты получателя были замечены в финансовых операциях, связанных с мошенничеством или незаконным отмыванием денег,
перевод нетипичен для клиента: ранее он никогда не отправлял такие крупные суммы или не совершал по несколько транзакций за короткий промежуток времени,
поступила информация от операторов мобильной связи, что человека пытаются обмануть и похитить деньги,
есть данные, что в отношении получателя средств заведено уголовное дело.
Все участники финансового рынка, провайдеры, разработчики антивирусного ПО должны быть зарегистрированы в системе ФинЦЕРТ, созданной для информационного обмена между разными структурами. При выявлении угроз компании обмениваются данными и предпринимают действия, чтобы минимизировать риски для организаций и их клиентов.
Как не стать жертвой мошенников и защитить деньги на счете
Предлагаем чек-лист:
никому не сообщайте персональные данные: срок действия карты, секретный код CVV с обратной стороны пластика, одноразовые коды из СМС при совершении денежных переводов,
при любом подозрительном звонке сразу кладите трубку и перезванивайте на официальный номер того банка или той организации, от лица которой якобы звонили,
устанавливайте сложные пароли в личных кабинетах на сайтах,
если звонит друг или родственник с просьбой одолжить денег, убедитесь, что это действительно знакомый человек, а не механический голос, сгенерированный нейросетью,
при утере или похищении карты заблокируйте ее как можно скорее.
Помните: никто не имеет права запрашивать у вас личные данные. Даже сотрудникам банка запрещено это делать — уточнять срок действия карты или логин и пароль от личного кабинета. Предотвратить действия злоумышленников проще, чем потом вернуть похищенные деньги.
Подведем итоги
Человеку, который стал жертвой мошенников, нужно срочно сообщить о случившемся в банк и обратиться в полицию. Шансы на возврат денег зависят от ряда обстоятельств. Если банк предупреждал о подозрительной транзакции, но клиент все равно перевел деньги, то придется действовать через правоохранительные органы: ждать, пока полиция не найдет преступников и не обяжет их компенсировать ущерб. Если банк не проверил счет получателя и допустил перевод с карты без периода охлаждения, то в этом случае он должен будет полностью вернуть клиенту списанную сумму.
Клиентам, которые присоединились к банку и правилам программы «Мультибонус» с 03.04.2023 и позднее, начисление
мультибонусов за покупки по картам в бонусных категориях будут доступны автоматически